Lobbying.Ru 19 ноября 2012 года в Общественной палате РФ прошел круглый стол на тему «Формирование института продвижения общественных интересов: проблемы и перспективы»

19 ноября 2012 года в Общественной палате РФ прошел круглый стол на тему «Формирование института продвижения общественных интересов: проблемы и перспективы»

19 ноября 2012 года в Зале Совета Общественной палаты Российской Федерации прошел "круглый стол" на тему: «Формирование института продвижения общественных интересов: проблемы и перспективы».

В рамках «круглого стола» обсуждались следующие вопросы:


  1. Специальное нормативное регулирование деятельности по продвижению общественных интересов: проблемы и перспективы;
  2. Предложения рабочей группы по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти Совета по противодействию коррупции при Президенте Российской Федерации по формированию института лоббизма в Российской Федерации.

К участию в работе круглого стола были приглашены представители федеральных органов исполнительной власти, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, члены Общественной палаты РФ (Абрамов Сергей Александрович, Дискин Иосиф Евгеньевич,    Жарков Александр Николаевич, Котелевская Ирина Васильевна, Кучерена Анатолий Григорьевич, Лукьянова Елена Анатольевна и др.),  представители НКО (Алехина Ирина Геннадьевна - исполнительный директор "ОПОРА РОССИИ", Годунов Андрей Владимирович – Президент Национальной лиги специалистов по связям бизнеса и государства), ученые, заинтересованные эксперты, СМИ. (Список участников круглого стола см. здесь.)

Под лоббизмом организаторы дискуссии предложили понимать «деятельность организаций, влияющую на органы государственной власти в целях содействия собственным интересам».

«С 1994 года в Государственной думе лежит закон о лоббизме», — напомнил участникам встречи модератор дискуссии, член ОП Георгий Федоров. По мнению эксперта в настоящее время важно вернуться к дискуссии по данному вопросу. «Первый шаг уже сделан, ведь закон об НКО — иностранных агентах, который приняла Госдума — это и есть закрепление в правовом поле общественного лоббизма», — отметил он.

Депутат Госдумы Анатолий Выборный подчеркнул, что до настоящего времени общество не было готово к легализации лоббизма: «Лоббизм всегда ассоциировался с коррупцией». Поэтому, по его мнению, в настоящее время важно развивать антикоррупционное законодательство: «Закон о лоббизме может комплиментарно работать только с развитием антикоррупционного законодательства».

Глава Национальной ассоциации специалистов по связям с органами государственной власти Андрей Годунов сформулировал четкий водораздел между лоббизмом и коррупцией: «отстаивание интересов некой отрасли — лоббизм; отстаивание интересов конкретной компании коррупция».

Большинство из собравшихся специалистов в области Government Relations поддержали идею целесообразности принятия закона о лоббизме.

Павел Толстых, генеральный директор Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, исполнительный директор НП "Национальная лига специалистов по связям бизнеса и государства":

Действительно в настоящее время во всем мире принято порядка десяти законодательств по регулированию лоббистской деятельности. Это действительно так.

Действительно, что такое по большому счету лоббистская деятельность, я здесь солидарен с Алексеем Станиславовичем Автономовым, который впервые ввел этот тезис, что лоббист это по большому счету адвокат общества. Это человек, который на профессиональном уровне представляет интересы общества в органах исполнительной и законодательной власти. Как адвокат представляет интересы общества в судебной власти, так лоббист это человек, который представляет на профессиональном уровне интересы общества в органах законодательной и исполнительной власти.

Можно ли обойтись без лоббиста? Можно. Можно ведь без адвоката в судебной власти обойтись – можно. Но если ты нанимаешь лоббиста или обращаешься к профессиональному специалисту – твои интересы будут реализованы лучше.

Дальше. По поводу регулирования этой деятельности, как мировое законодательство в этой области развивалось. Лоббисту в законе государство предоставляет права взамен на регистрацию или открытость деятельности. Именно таким образом развивалось мировое законодательство в этой области. Если мы возьмем опыт США, Канады, Австралии, Польши и других стран, то профессиональный лоббист, регистрируясь, давая отчетность о своих клиентах, о своей деятельности, получал за это определенные права. Прежде всего, что это за права? Это права на доступ в органы государственной власти, это права на то, чтобы позицию лоббиста слышали в органах государственной власти, это более привилегированный доступ к чиновникам, депутатам и т.д.

То есть только давая права лоббистам и легализуя их деятельность в рамках работы органов государственной власти мы как раз вытащим именно профессиональный лоббизм и отделим его от так называемых решал, которые различными коррупционными методами работают в органах государственной власти.

Коллеги, что сейчас происходит в современном лоббизме? Я эту тему изучаю с 2003 года, уже более десяти лет. Лоббизм в России существует, это отрицать не надо. И профессиональный лоббизм в России существует. По нашим оценкам только в корпоративной среде работает более тысячи человек – сотрудники департаментов по связям с органами государственной власти, которые отстаивают интересы своих корпораций в органах государственной власти. Существуют лоббистские фирмы в России. Их не так много, но порядка десяти профессиональных лоббистских фирм существует. Это как российские лоббистские фирмы, так и представительства зарубежных лоббистских фирм. Существует общественный лоббизм и т.д.

Задача сейчас наша, на мой взгляд, и прежде всего я здесь рассчитываю на позицию Министерства экономического развития – это ввести уже существующую деятельность в правовое поле, легализовать эту деятельность через соответствующий закон о регулировании лоббистской деятельности. Эта деятельность и так уже существует. Вопрос в том, чтобы придать правовые рамки этой деятельности.

Как уже было сказано Андреем Владимировичем Годуновым, в ноябре была зарегистрирована Российская национальная лига специалистов по взаимодействию бизнеса и государства. Эта лига представляет интересы как раз профессиональных специалистов по связям с органами государственной власти, как раз GR-специалистов, представителей лоббистских фирм, ассоциаций лоббистов и т.д., кто разделяет позиции именно профессионального лоббирования. Соответственно, именно принятие такого закона о регулировании лоббистской деятельности, о предоставлении прав специалистам по связям с госорганами будет являться одной из задач деятельности такой ассоциации.

Теперь буквально еще пару слов по поводу той работы, которая проводилась в рамках РСПП и Министерства экономического развития. Как уже здесь было замечено неоднократно, деятельность экспертной группы РСПП я считаю просто нелегитимной. Почему? В ней не присутствовали значимые ученые по данному вопросу – здесь я поддерживаю Алексея Станиславовича Автономова. За исключением Светланы Васильевой из Высшей школы экономики, ни одного значимого ученого, который занимается этой проблематикой, я там не видел.

Я также поддерживаю высказывание Андрея Владимировича Годунова, который сказал, что в деятельности этой рабочей группы не присутствовал ни один GR-специалист. То есть ни один корпоративный лоббист, который отстаивает интересы в органах государственной власти своей корпорации в рабочей группе участия не принимал. Соответственно, коллеги, там не принимал участия ни один представитель лоббистских фирм, которые представляют интересы своих клиентов в органах государственной власти. Соответственно, я хочу, чтобы это учитывали представители Министерства экономического развития, представители Министерства юстиции, - я считаю, что данную дискуссию мы должны продолжить с привлечением более широкого круга участников, профессиональных субъектов, и до первого декабря – я знаю, что вы должны предоставить свою позицию в Администрацию президента – я думаю, что мы должны еще раз обсудить этот вопрос. Я лично вас приглашаю в пятницу 23 ноября на GR-конгресс, где уже зарегистрировано более двухсот участников, где будут присутствовать и представители органов государственной власти, где мы еще раз по результатам GR-конгресса, ежегодно проводимой конференции по связям с госорганами также разработаем и представим свои предложения по данному вопросу. Спасибо.

Полную стенограмму круглого стола см. здесь.

По итогам заседания участники приняли решение, все сформулированные предложения передать коллегам, ответственным за разработку законопроекта, регламентирующего лоббистскую деятельность.



Источник: Lobbying.ru от 19.11.2012


Последние изменения:
28.11.2012 11:38 Дорина
26.11.2012 15:09 Дорина
26.11.2012 15:09 Дорина


К этой статье еще нет ни одного комментария.


Оставить комментарий с помощью Yandex Google Mail.ru Facebook.com Rambler.ru Вконтакте Twitter