Сергей Железняк, вице-спикер Госдумы РФ

Сергей Железняк (на фото)

О планах Госдумы по "переносимости номеров" мобильных телефонов и отмене внутрисетевого роуминга, о новом законе "О связи", о "черных" и "белых" списках в интервью ТАСС-Телеком рассказал перед первым пленарным заседанием осенней сессии нижней палаты парламента ее вице-спикер Сергей Железняк.

Сергей Владимирович, с первого сентября действует закон о защите детей от вредной информации. Смотрите на правоприменение?
Правоприменение пока оценивать рано прошла неделя со дня вступления поправок в силу. Большинство участников понимают необходимость соблюдения требований закона и исполняют их - на телеканалах появилась маркировка с предупреждением, она есть в прессе и на радио. Мы со своей стороны будем аккумулировать возникающие вопросы и обсуждать их вместе с Минкомсвязью, Роскомнадзором и экспертами отрасли в формате объединенной рабочей группы.

Когда пройдет следующее обсуждение в таком формате?
Все подзаконные акты должны быть выпущены к 1 ноября. В сентябре состоится очередное заседание, на котором мы рассмотрим предложения отрасли по разработке подзаконных актов, регулирующих, в частности, пресечение распространения запрещенной информации в интернете.

А как будут маркироваться радиопередачи?
Четыре раза в сутки транслируются предупреждения о том, что те или иные программы имеют возрастные ограничения. Договоренности об этом есть, недавно по поводу понимания и применения закона средствами массовой информации прошло совещание с главными редакторами многих СМИ в Роскомнадзоре.

Закон предусматривает создание реестра сайтов, содержащих противоправную информацию. Так называемый "черный список"
Это будет реестр запрещенной информации, я подчеркиваю. Если ресурс вовремя незаконную информацию заблокировал, то сам ресурс не должен нести ответственности. Если же весь ресурс предназначен для детской порнографии,пропаганды наркотиков и призывов к суицидам, то он будет блокироваться полностью и заноситься в реестр.

Реестр будет вести Роскомнадзор?
Да, Роскомнадзор будет вести реестр с 1 ноября, рассчитывая на интенсивное участие в этом вопросе интернет-отрасли и общественных организаций. В этом случае Роскомнадзор не только регулятор, но и агрегатор многочисленных предложений, точка их входа и место превращения их в конкретные решения.

Говорят о том, что раз есть "черные списки", должны быть и белые?
Да, такая идея есть у некоторых представителей интернет-отрасли. Предлагается в публичных зонах, в зонах общего доступа, особенно, если это библиотеки, школы, университеты, организовать "защищенный" Интернет, где были бы доступны только проверенные источники.

Но здесь, на мой взгляд, можно идти не только законодательным путем . Без саморегулирования тут не обойтись, было бы правильно, если бы такое решение отрасль приняла сама. Определить критерии для определения того, что можно размещать для попадания в "белые ресурсы" достаточно сложно, при этом, в случае регулирования, может возникнуть почва для злоупотреблений.

Сергей Владимирович, начинается осенняя сессия, и снова звучат предложения о воссоздании комитета по информационной политике, связи, информационным технологиям. Такую идею обсуждают? В какие сроки она может быть реализована?
Да, идея есть, ее в конце весенней сессии озвучивал председатель Госдумы Сергей Нарышкин. Потребность в таком комитете очевидна, но надо понимать, что в существующем созыве он не предусмотрен регламентом Думы. Для того, чтобы его создать, необходимо получить согласие всех думских фракций. Консультации по этому вопросу начались еще в весеннюю сессию, процесс это непростой и займет некоторое время. Но я очень рассчитываю, что все фракции понимают значимость вопросов, которыми комитету придется заниматься, поэтому решение в обо зримые сроки будет принято.

Министерство планирует написать новый закон "О связи". Будет ли Госдума участвовать в разработке его текста?
В конце работы предыдущей Госдумы, в весеннюю сессию неоднократно возникали вопросы, связанные с необходимостью изменения закона о связи. Поскольку их объем довольно велик, это, возможно, должны быть не поправки в действующий закон, а новая редакция закона. Поэтому необходим системный подход, и мы, со своей стороны, безусловно, поучаствуем в разработке закона и подключим экспертное сообщество.

Много говорят о том, что нужно принятие отдельного закона "Об Интернете". Какова Ваша позиция?
Сейчас основная проблема в регулировании не только интернета, но и всей отрасли высоких технологий – это фрагментарность. Много вопросов и недопониманий возникает в связи с тем, что в законодательстве до сих пор не зафиксированы даже многие ключевые термины и форматы правоотношений. Это тормозит развитие самой индустрии, снижает ее инвестиционную привлекательность, становится причиной споров и конфликтов. Поэтому необходимо сконцентрироваться и сформировать современное цивилизованное отраслевое законодательство, которое в дальнейшем можно развивать дополнительными нормами вместе с ходом научно-технического прогресса. Это не обязательно решать через принятие одного закона, но решать надо, потому что если мы строим высокотехнологичную экономику, то нам нужно высокотехнологичное законодательство.

Поддерживает ли Госдума идею о "переносимости номеров"?
Мы в свое время поставили эту проблему перед руководством страны, предложили решение, по результатам обсуждения президент подписал указ. Сейчас мы вместе с правительством определяем конкретные шаги по реализации принятых решений. Должен сказать, что мы не пионеры в этой области: в большинстве стран на сегодня уже действует система "переносимости номеров". И правильнее всего взять на вооружение тот алгоритм, который уже успешно работает в других странах. Я очень надеюсь, что в течение осенней сессии сможем выйти на это решение.

А что на счет отмены внутрисетевого роуминга?
Это одна из проблем, наряду с технологической нейтральностью, которая мешает снижению стоимости и повышению качества услуг. Мы эти вопросы обсуждаем и с отраслью, и с министерством. У нас на рассмотрении находится несколько законопроектов, есть предложения и у отрасли. Мы вместе должны найти взвешенное решение. Для нас самое важное, чтобы решение по стоимости роуминга внутри страны не повлекло повышение стоимости услуг для абонентов, которые роумингом не пользуются.

Планирует ли Госдума законодательно закрепить возможность блокировки украденных телефонов по IMEI?
По этому вопросу в Госдуму также было внесено несколько законопроектов. Здесь необходимо действовать предельно аккуратно. Дело в том, что на нашем рынке достаточно большое количество телефонов с одинаковым IMEI. В случае введения обязательной блокировки мы можем оказаться в ситуации, когда по одному IMEI будет заблокировано несколько телефонных аппаратов. Возможен следующий вариант: пользователь добровольно регистрирует аппарат по IMEI и соответственно получает возможность блокировки в случае утери или кражи телефона. Сейчас это предложение находится в работе, если оно всех устроит, то мы готовы закрепить его на законодательном уровне.

К 1 января 2013 года в России должно заработать общественное телевидение, планируются какие-то дополнительные законы, обеспечивающие его запуск и дальнейшую работу?
По общественному телевидению мы приняли все необходимые законодательные решения. Сейчас важно, чтобы к 1 января оно стартовало, поскольку запрос на него в обществе очень велик.

В работе Общественного телевидения депутаты Госдумы будут принимать какое-то участие?
Только как приглашенные в эфир гости. На определение политики Общественного телевидения и содержание программ депутаты влиять не смогут, мы специально исключили такую возможность влияниями стороны федеральных политиков и людей, имеющих отношение к власти. Если же мы будем понимать, что общественное телевидение делает что-то не соответствующее задекларированным принципам, то у нас всегда есть возможность обратиться к руководству канала с депутатским запросом.

Планируются ли в эту сессию изменения в законодательстве о СМИ?
Мы во время работы прошлой Думы приняли достаточно серьезные изменения. Причем, сделали это в согласии с медиасообществом и с общественностью. Осенью мы должны поставить точку в вопросах, связанных с пределами ответственности СМИ за комментарии третьих лиц. Не оставлять этот вопрос на усмотрение различных инстанций, а определить конкретный алгоритм, чтобы СМИ знало, когда оно может быть привлечено к ответственности, а когда - не может, в течении какого периода и на каком основании СМИ должно удалить противоправправный материал для того, чтобы не понести ответственность. Подобная схема описана в законе о защите детей. Ее можно было бы масштабировать на СМИ в целом, тем более есть позиция Высших судов, которая нам в этой работе будет полезна.

Что касается фундаментальных правок, то подходить к изменению законодательства СМИ необходимо системное и аккуратно. Закон о СМИ - один из первых знаковых законов, который был принят в нашей стране. Этот закон обеспечивает конституционные права и свободы граждан. Поэтому вносить в него принципиальные изменения нужно вдумчиво и опираясь на общественное согласие.



Источник: Алексей Ерёмин, Ксения Рассыпнова // ТАСС-Телеком от 28.09.2012


Последние изменения:
28.09.2012 19:43 Альбицкий Сергей


К этой статье еще нет ни одного комментария.


Оставить комментарий с помощью Yandex Google Mail.ru Facebook.com Rambler.ru Вконтакте Twitter
Время генерации страницы: 0.13073897361755