Lobbying.Ru Персоналии 1-й созыв (1993-1995) Туманов Владимир Александрович
youtube
редактировать
Версия для печати

Туманов Владимир Александрович

Туманов Владимир Александрович, бывший Представитель РФ в Европейском суде по правам человека, бывший Председатель Совета при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия, бывший Председатель Конституционного Суда РФ (февраль 1995 - февраль 1997), судья Конституционного Суда РФ (декабрь 1994 - июнь 1997), Депутат Государственной Думы РФ первого созыва (1993 - 1994).

Родился 20 октября 1926 года в городе Кропоткине Краснодарского края.

Умер 9 июня 2011 года.

Образование

В 1948 году окончил юридический факультет Института внешней торговли Министерства внешней торговли СССР.
С 1948 года работал в "Интуристе", при этом учась во Всесоюзном институте юридических наук Министерства юстиции СССР, по окончании которого работал младшим научным сотрудником ВИЮН.
С 1959 по январь 1994 года работал в Институте государства и права АН СССР (затем - РАН). Последняя должность - главный научный сотрудник Института государства и права РАН; доктор юридических наук, профессор.

Профессиональная деятельность

До 1990 года был членом КПСС.         
С 1991 по 1992 год выступал в Конституционном Суде РФ в качестве эксперта президентской стороны по "делу КПСС".
В 1993 году был одним из разработчиков Конституции РФ и Закона РФ о политических партиях.
Был членом Партии российского единства и согласия (ПРЕС).
С февраля 1994 года - член Федерального Совета ПРЕС.
В декабре 1993 года избран депутатом Государственной Думы по общефедеральному списку Партии российского единства и согласия. В предвыборной борьбе выступал с программой ПРЕС, делая акцент на вопросах правовой государственности. Был членом Комитета Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе.
В 1994 году - член Президентского Совета.
В декабре 1994 года избран судьей Конституионного суда РФ, в связи с чем сложил свои депутатские полномочия.
В феврале 1995 года избран Председателем Конституционного Суда РФ.
20 октября 1996 года, в связи с 70-и летием, должен был сложить с себя полномочия Председетеля и Судьи Конституционного Суда РФ, однако он продолжал исполнять эти функции вплоть до появления приемника и лишь 20 февраля 1997 года сложил с себя функции Председателя Конституционного Суда РФ.
В декабре 1996 года Указом Президента РФ был утвержден членом Межведомственной комиссии РФ по делам Совета Европы.
В апреле 1997 года по решению Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) был назначен судьей Европейского суда по правам человека при Совете Европы в Страсбурге.
В ноябре 1998 года сложил полномочия судьи Европейского суда в связи с реорганизацией.
В октябре 1997 года Указом Президента РФ был назначен председателем Совета при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия.
С июля 2004 года - член Комиссии при президенте РФ по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов.

Заслуженный деятель науки РФ, действительный член Международной академии сравнительного права.
Заслуженный юрист Российской Федерации.
С 1994 года - Президент международной ассоциации юридических наук под эгидой ЮНЕСКО.

Умер 9 июня 2011 года.

Был членом редакционных советов журналов «Вопросы правоведения», «Право. Журнал Высшей школы экономики».
Автор более 200 статей и научных работ.

В 1996 году награжден медалью им.А.Ф.Кони, присужденной Министерством юстиции РФ. Также в 1996 году награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени. Награжден орденом "Знак Почета".
 
Свободно владел немецким и французским языками. Был женат, имел сына.

Штрихи к портрету

1993 | По собственным словам, являлся социал-демократом "с консервативным профессиональным оттенком".
Во время Конституционного совещания критиковал решение КС о порядке подведения итогов референдума 25 апреля 1993, называя его "более чем спорным". По его мнению, в случае подсчета большинства от общего числа избирателей "при среднем уровне абсентеизма (неучастия) 20-25 % избирателей, прослеживаемом в большинстве демократических стран, результаты референдума оказываются предопределенными не теми, кто принял участие в нем, а теми, кто не пришел к урнам и не выразил никакой воли".
Во время подготовки декабрьского референдума по проекту Конституции Туманов неоднократно выступал по телевидению и в прессе в поддержку проекта. В частности, говорил, что данный проект позволит создать "нормальный парламент и нормальную систему власти". Одним из главных недостатков системы власти, созданной предыдущей Конституцией, Туманов назвал чрезвычайно большой объем полномочий Съезда народных депутатов и полную его безответственность за свои решения, что и явилось причиной "деградации" Верховного Совета РФ.
Тогда же критиковал систему выборов в Государственную Думу, считая, что по новому, дополненному положению о выборах "карликовые" партии получают чрезмерные, неоправданно большие преимущества, делающие их привилегированными участниками избирательного процесса. По мнению Туманова, выборы следовало проводить по партийным спискам, но не в одном общефедеральном округе, а, например, как в Учредительное собрание в 1917 году - по более, чем 70-ти округам. Политическую обстановку в стране Туманов охарактеризовал как беспрецедентный в истории человечества кризис - экономический и политический одновременно.

1994 | Принимал активное участие в работе над законопроектом "О Конституционном Суде Российской Федерации". 6 апреля 1994 года выступил от имени фракции ПРЕС на первом чтении закона, и поддержал идею ограничения срока полномочий судей.
Вопреки распространенному мнению, Туманов полагал, что полномочия КС по новому закону не сокращены, а расширены, так как у КС появилась возможность толковать Конституцию. Недостатком закона, по мнению Туманова, являлось усложнение процедуры подачи индивидуальной жалобы граждан в КС.

1994 | В декабре 1994 года, в интервью газете "Российские Вести" Туманов заявил, что полномочия Президента России "мало чем отличаются от полномочий глав государств в других республиках президентского типа, а политический режим в России скорее можно упрекнуть в слабости властных государственных начал, чем в авторитаризме."

1995 | В мае 1995 года в интервью газете "Сегодня" Туманов критиковал некоторые положения закона о выборах в Государственную Думу, в частности - требование к кандидатам в депутаты о приостановлении работы на государственной службе и методику формирования избирательных округов с учетом административно-территориального деления, допускающую неравенство численности избирателей в округах.

1995 | В августе 1995 года, после рассмотрения в КС дела о соответствии Конституции РФ указов Президента РФ по Чечне, характеризовал происходящее там как обыкновенный мятеж и заявил, что право ввести войска для урегулирования конфликта у Президента РФ есть и оно вытекает из федеративного устройства, которое не признает одностороннего выхода из состава РФ. В то же время подверг критике механизм и методы проведения операции по вводу войск в Чечню.


Также данная персона представлена в следующих разделах:


Последние изменения:
19.10.2011 18:55 Никита Булатов
29.08.2011 13:10 Никита Булатов
29.08.2011 13:08 Никита Булатов