Lobbying.Ru Персоналии 1-й созыв (1993-1995) Лукин Владимир Петрович
youtube
редактировать
Версия для печати

Лукин Владимир Петрович

Лукин Владимир Петрович, депутат Государственной Думы РФ первого-третьего созывов (1993-1995, 1995-1999, 1999-2003), бывший заместитель председателя Государственной Думы третьего созыва (1999-2003), бывший первый заместитель председателя партии "Яблоко", Уполномоченный по правам человека в РФ

Родился 13 июля 1937 года в Омске.

Образование:
В 1959 году окончил исторический факультет Московского государственного педагогического института (МГПИ) им. В.И.Ленина. Доктор исторических наук. Написал ряд книг по проблемам международных отношений, политических процессов в тихоокеанском регионе. Имеет работы по советско-американским и советско-китайским отношениям.


Профессиональная деятельность:
С 1959 по1960 год - научный сотрудник Государственного Исторического музея СССР.
С 1960 по1961 год - научный сотрудник Музея революции СССР.
С 1964 по1965 год - научный сотрудник ИМЭМО.
С 1965 по1968 год - старший референт редакции журнала "Проблемы мира и социализма" (Прага). В 1968 году в Праге подписал письмо сотрудников журнала "Проблемы мира и социализма" с протестом против ввода советских войск в Чехословакию, был отозван из страны и в 24 часа вывезен на военном самолете в Москву.
С 1968 по1987 год - заведующий сектором дальневосточной политики Института США и Канады АН СССР. В 1985 году доклад В.Лукина о реформах в Китае был одобрен на закрытом заседании Политбюро ЦК КПСС, что способствовало его дальнейшей карьере и переходу на работу в Министерство иностранных дел СССР.
С 1987 по1989 год - заведующий отделом Управления стран Тихого океана и
Юго-Восточной Азии МИД СССР.
В 1989 году - заместитель начальника - заведующий отделом Управления оценок и планирования МИД СССР.
С 1989 по 1990 год - руководитель группы анализа и прогнозирования при секретариате Верховного Совета СССР.
В 1989 году во время избирательной компании по выборам народных депутатов СССР был доверенным лицом Юрия Карякина.
В 1990 году избирался членом правления Фонда "Демократическая Россия".
С 1990 по 1993 год - народный депутат РСФСР по Подольскому национально-территориальному округу №9 (Московская область), входил в
предвыборный блок кандидатов "Демократическая Россия". По предложению депутата от Сахалина Валентина Федорова был избран членом Верховного Совета (ВС) России по квоте от Сахалинской области (по положению на это место мог быть избран только сам Федоров, но, заняв пост председателя Сахалинского облисполкома, он не мог совмещать его с постоянной работой в Москве). Был членом Конституционной комиссии. В июне 1990 года был избран председателем Комитета ВС России по международным делам. В качестве рководителя Комитета рекомендовал Андрея Козырева на должность министра иностранных дел РСФСР, но впоследствии взгляды Лукина и Козырева по целому ряду вопрсов внешней политики существенно расходились: по мнению Лукина, Россия должна была проводить более активную и независимую от Запада политику (в частности, в странах ближнего зарубежья; на Балканах, в Азии). Вел работу по подготовке новых договорных межгосударственных отношений с бывшими республиками СССР. В начале 1992 года его Комитет был инициатором постановки вопроса о статусе Крымского полуострова.
В 1990 году входил в парламентскую фракцию "Демократическая Россия" (ДР). С весны 1992 года - член Коалиции реформ. В декабре 1992 года во
время VII съезда народных депутатов вошел в созданную на этом съезде новую умеренно-демократическую и умеренно-пропрезидентскую фракцию
"Согласие ради прогресса".
Летом 1991 года был одним из соперников Руслана Хасбулатова во время выборов председателя ВС России (выдвигался фракцией "Смена"). При выборах Хасбулатова "ставил вопрос о его компетентности", что осложнило отношения Лукина с "Демократической Россией", которая тогда поддерживала Р.Хасбулатова.
На IV сессии Верховного Совета 12 декабря 1991 года голосовал за ратификацию Беловежских соглашений о создании Содружества Независимых государств (СНГ) и за денонсацию "договора об образовании Союза Советских Социалистических Республик, утвержденного первым Съездом Советов СССР 30 декабря 1922 в городе Москве."
На VII съезде народных депутатов в декабре 1992 года выступал против отставки Егора Гайдара. Голосовал против конституционного запрета на продажу земли иностранцам. На VIII съезде народных депутатов в марте 1993 года голосовал против отказа от соглашения с президентом, предусматривавшего проведение референдума по основам конституции и замораживание поправок к конституции, ограничивающих права президента.
С 1992 по 1993 год - посол России в США. Приехав в США, установил личный контакт с Александром Солженицыным и Василием Аксеновым.
С мая 1992 года был также постоянным наблюдателем России при Организации Американских государств (ОАГ).
Начиная с весны 1993 года Лукин был сторонником самороспуска парламента и проведение досрочных выборов. К президентскому указу №1440 "О поэтапной конституционной реформе", отнесся отрицательно. Позже говорил по этому поводу: "Роспуск парламента - вещь, в принципе,
нормальная, но не таким же образом. Все случившееся я воспринял как трагедию, хотя и не неожиданную".
С 1993 по 1995 год - депутат Государственной Думы РФ первого созыва по Одинцовскому избирательному округу Московской области.
13 января 1994 баллотировался на пост председателя Государственной Думы вместе с 5 другими кандидатами. В рейтинговом голосовании получил 176 голосов - третье место после Ивана Рыбкина (233) и Юрия Власова (200) и не вышел таким образом во второй тур. За кандидатуру Лукина голосовали 3 демократические фракции (ЯБЛоко, "Выбор России", Союз "12 декабря"), и значительная часть "центра" - половина фракции ПРЕС Сергея Шахрая, часть "Женщин России" и "Новой региональной политики" (НРП). Председатель Комитета Государственной Думы по международным делам.
12 февраля 1995 года на учредительной конференции в Новгороде был избран сопредседателем Ассамблеи российских соотечествеников (АРС).
С 1995 по 1999 год - депутат Государственной Думы РФ второго созыва по списку Яблока. Также баллотировался по Серпуховскому избирательному
округу №114 (Московская область), где занял второе место (14,76% голосов), проиграв Георгию Тихонову (20,05%). 19 января 1996 в результате "пакетного" голосования избран на пост, который занимал и в прежней Думе - председателем Комитета Государственной Думы по международным делам.
С 1996 по 1997 год возглавлял российскую делегацию на Парламентской ассамблее Совета Европы. В апреле 1996 года был избран заместителем председателя этой организации.
В августе 1996 года был советником секретаря Совета безопасности РФ Александра Лебедя на переговорах с чеченскими сепаратистами. Был участником переговоров и разработчиком ряда документов переговорного процеса в Хасавюрте.
В сентябре 1996 года совместно с председателем Государственной Думы РФ Геннадием Селезневым подписал письмо по поводу решения Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) пригласить на слушания по Чечне одного из лидеров Республики Ичкерия Аслана Масхадова. В письме выражено сомнение в компетентности ПАСЕ ставить вопрос о статусе Чечни ("...принятое в сентябре без консультаций с российской делегацией решение о формате слушаний кардинально расходится с договоренностью, достигнутой в ходе последней сессии ПАСЕ в июне", "...предлагается заслушать только представителей самопровозглашенного руководства сепаратистов без участия других общественно-политических сил, в том числе и признаваемого руководством РФ правительства Чеченской Республики"). Подход руководителей ПАСЕ был назван в письме как "оскорбительное для России прямое вмешательство в ее внутренние дела".
28 декабря 1996 был утвержден членом Межведомственной комиссии РФ по делам Совета Европы по согласованию).
В апреле 1997 года был утвержден членом национального комитета по проведению Года прав человека в Российской Федерации (по согласованию).
В апреле 1997 года получил благодарность от президента Ельцина "за активное участие в информационном обеспечении российско-американской
встречи в верхах в Хельсинки в марте 1997 года".
С 1999 по 2003 год - депутат Государственной Думы РФ третьего созыва по списку "Яблоко". В Государственной Думе в январе 2000 года зарегистрировался в депутатской фракции "Яблоко". 9 февраля 2000 года вошел в состав Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций.В феврале 2000 года был выдвинут фракцией Яблоко кандидатом на пост заместителя председателя Государственной Думы. 11 февраля 2000 не был утвержден на этой должности (194 депутата проголосовали "за" (при необходимом минимуме в 226 голосов), 133 - "против", 7 воздержались).
16 февраля 2000 года был утвержден в должности заместителя председателя Госдумы ("за" проголосовали 240 депутатов, "против" - 98, 8 воздержались).
В связи с избранием заместителем председателя Государственной Думы вышел из состава Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций.
В июле 2001 года избран председателем координационного совета межфракционной депутатской группы "Подмосковье".
В декабре 2001 года на съезде партии "Яблоко" был избран первым заместителем председателя партии.
В сентябре 2003 года был включен в общефедеральный список избирательного объединения "Яблоко" под № 2 в центральной части списка для участия в выборах в Государственную Думу четвертого созыва. Также был выдвинут кандидатом в депутаты Госдумы РФ 4 созыва по Одинцовскому одномандатному избирательному округу №111 (Московская область). Выборы проиграл.
11 февраля 2004 года Путин предложил Госдуме назначить Лукина уполномоченным по правам человека в России. (Газета.Ру, 11 февраля 2004)
Думские фракции КПРФ, ЛДПР и «Родина» заявили, что не поддержат кандидатуру Лукина. (Газета. Ru, 13 февраля 2004)
С февраля 2004 года - уполномоченный по правам человека в РФ.
В июне 2004 г. Лукин заявил о готовности направить генеральному прокурору России запросы по проблеме строительства ряда объектов в Москве, которое, по мнению представителей общественности, велось с нарушением законности. В частности, на встрече говорилось о случаях строительства торговых центров в пяти метрах от окон жилого дома и начале строительства саун на местах церковных захоронений. Лукин предложил собравшимся создать специальную московскую организацию, которая занималась бы защитой прав граждан в этой сфере.
(Интерфакс, 9 июня 2004)
16 июня 2004 г. Лукин представил отчет о первых месяцах работы в качестве уполномоченного. По его словам, с марта по июнь поступило 20 тыс. жалоб. Треть граждан жаловалась на сотрудников милиции. Почти столько же - 28%, - жалобы на нарушения в сфере жилищного законодательства. 19% обращений составили жалобы заключенных на администрацию тюрем и колоний, 6% - на нарушение трудового законодательства работодателями, 5%
на нарушения политических прав, использование административного ресурса при проведении выборов.
(Новые известия, 17 июня 2004)
10 декабря 2004 г. заявил, что с начала 2004 года в его аппарат поступилo 28 тыс. жалоб, большинство из которых поданы на нарушение гражданских прав и на действия правоохранительных и судебных органов. «Если говорить в целом, то ситуация в стране в области прав человека не улучшается», - сказал Лукин.
(РИА Новости, 10 декабря 2004)
13 апреля 2005 г., выступая в Госдуме с отчетом об итогах своей деятельности в 2004 году, заявил, что при реализации закона о замене льгот денежными выплатами, вступившего в силу с 1 января 2005 г., были допущены массовые грубейшие нарушения прав россиян. "Авторы социально-экономической реформы, находясь под магией цифр, ими же озвученных, не сделали ничего до конца для того, чтобы эти реформы дошли до каждого человека". По словам Лукина, продолжались грубо нарушаться права граждан, пострадавших от последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также инвалидов, детей-сирот и других категорий граждан, подпадающих под действие закона о льготных выплатах.
(Интерфакс, 13 апреля 2005)
В июле 2005 г. передал министру обороны РФ Сергею Иванову доклад "О соблюдении прав граждан в связи с прохождением военной службы по призыву". В нем предложил призывать в армию не с 18, а с 20 лет. Также заявил, что заслуживает обсуждения идея возвращения к практике комплектования частей по этническому признаку, как это было в дореволюционной России, причем эти части должны позиционироваться как
элитные, а никак не вспомогательные.
(РГ, 29 июля 2005)
14 ноября 2005 в результате просьбы Лукина проверить конституционность ряда норм российского избирательного законодательства Конституционный суд России подтвердил права граждан распространять агитационные материалы за кандидата "Против всех" на выборах, а также постановил признать не соответствующей Конституции норму, предполагающую запрет на проведение предвыборной агитации "против всех" гражданами лично за счет собственных средств.
(Интерфакс, 14 ноября 2005).
24 ноября 2005 заявил, что необходимо расширять права уполномоченных по правам человека в субъектах страны. Лукин отметил, что роль регионального уполномоченного по правам человека "искусственно ограничена". По его словам, региональный уполномоченный может защищать права граждан только в отношении региональной власти, тогда как в регионах достаточно ощутимо присутствие федеральных властей, а отсутствие региональных уполномоченных в большинстве субъектов (они были только в 31 субъекте) - нарушение прав человека.
(РИА "Новости", 24 ноября 2005)
4 мая 2007 г., выступая в Совете федерации с отчетом о работе за 2006 год, Лукин выразил недовольство практикой применения закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Он напомнил, что данный закон "недвусмысленно" гарантирует "уведомительный порядок проведения публичных мероприятий". Однако в ходе изучения возросшего числа жалоб по этому поводу Лукин пришел к выводу, что права граждан на мирные собрания повсеместно ограничиваются государственными и муниципальными органами власти – в большинстве субъектов решения принимают по обстоятельствам, а то и просто "по понятиям", а уведомительный порядок разрешения истолковывается как разрешительный.
(Ъ, 5 мая 2007)
Типичным в этом смысле случаем Лукин назвал запрет в ноябре 2006 года властями Москвы и Санкт-Петербурга "Русского марша", хотя никаких оснований для этого, согласно закону "О собраниях...", не было. В итоге возник "крайне опасный прецедент", который был использован уже в декабре 2006 г. при запрете "Марша несогласных". В связи с этим Лукин призвал прокуратуру обратить внимание на ст. 183 УК "об ответственности за воспрепятствование митингу".
(Ъ, 5 мая 2007 )
14 августа 2007 г. заявил: "Я очень хотел бы, чтобы в нашей стране от имени государства был поставлен главный национальный памятник жертвам большевистского террора".
РИА Новости, 14 августа 2007 )
В феврале 2008 г. в ежегодном докладе о правах человека Лукин говорил о том, что в пенитенциарных учреждениях "широко распространены необоснованное применение физической силы и спецсредств, столь же необоснованное наложение взысканий и многие другие нарушения. Условия содержания во многих пенитенциарных учреждениях, по сути дела, близки к пыточным". В то же время он отметил, что "в последние десять лет пенитенциарная система России претерпевает значительные изменения, направленные на расширение прав арестованных и осужденных, гуманизацию условий содержания под стражей и отбывания наказания".
(Газета.ру, 18 февраля 2008)

Директор Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России Юрий Калинин высказал несогласие с Лукиным: "Многие оценки, изложенные в докладе, носят явно необъективный характер. Выводы о том, что условия содержания российских пенитенциарных учреждений сравнимы с пыточными, пусть останутся на совести тех, кто готовил данный доклад... О каких пытках можно говорить, когда система находится под сильным контролем как общественности, так и надзорных органов, в том числе прокуратуры".
(Интерфакс, 14 февраля 2008)
С мая 2006 года - член Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Президент Параолимпийского комитета России.
Профессор. Почетный доктор Университета им. С. Боливара (Колумбия).
Член президиума Советской ассоциации содействия ООН, заместитель председателя Российского комитета защиты мира.
В 1991 году был председателем Советского Национального комитета по азиатско-тихоокеанскому сотрудничеству, затем - председателем Совета
по экономическому сотрудничеству в азиатско-тихоокеанском регионе.
Был сопредседателем Общества дружбы "СССР-Индия".
Член Совета редакции еженедельника "Собеседник".

Награды:
В 1998 году награжден Ордено «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Награжден Орденом «Знак Почёта».
В 2007 году награжден Медалю «За заслуги перед Чеченской Республикой».
В 1997 году получил Благодарность Президента Российской Федерации за активное творческое участие в информационном обеспечении российско-американской встречи в верхах в Хельсинки в марте 1997 года.
В 2003 году получил благодарность Президента Российской Федерации за активное участие в организации и проведении мероприятий Года Украины в Российской Федерации.

Владеет английским, французским и испанским языками.
Женат, имеет двух детей.
Увлекается спортом (футбол и хоккей), музыкой, поэззией и философией.

Штрихи к портрету:
Свои политические взгляды определяет как либерально-консервативные. Называл себя "ироническим демократом" (1993). В 1993 году говорил, что "в разной степени отрицательно" относится ко всем политическим течениям, организациям и политикам.
Полагает, что правительство Гайдара достойно уважения за то, что оно, в отличие от предыдущих, решилось на проведение реальных реформ, провело либерализацию цен. В то же время считает, что оно не учитывало в полной мере специфику России, уделяло недостаточно внимания конкретным отраслям, в частности, наукоемким отраслям военного производства, энергетике, сосредоточившись на решении макроэкономических проблем.
Выступает за равноправное сотрудничество между США и Россией, считает, что необходимо сделать так, чтобы США было выгодно помогать России. Высказывался против слишком частых контактов между двумя странами на высшем уровне.
Считает, что в Чечне в 1994-95 гг. руководители России "из двух зол выбрали оба: и совершили массовые убийства ни в чем не повинных людей и не достигли никаких политических целей".
Отдает приоритет правам человека перед правами нации и государства. Сожалеет о том, что при распаде СССР в связи с произвольным прохождением административных границ некоторые российские территории остались в составе других государств. В 1992 году высказывал мнение, что границ между бывшими республиками СССР лучше не создавать, а если создавать, то в соответствии с волеизъявлением населения приграничных территорий.
Ответы на анкету "Панорамы" (1993):



Скандалы:
17 декабря 2000 года подписал совместное с Борисом Надеждинным (СПС) соглашение о создании на региональном (московском областном) уровне объединенного политсовета "Новое Подмосковье". В состав политсовета, согласно соглашению, должны войти по пять представителей от "Яблока" и СПС, а сопредседателями стать Лукин, Надеждин и вице-губернатор Московской области Михаил Мень . Договор предусматривает выдвижение единых кандидатов на областных выборах. Однако члены подмосковного "Яблока" обвинили Лукина в подлоге: по их мнению, он изменил перед подписанием текст соглашения, выдвинув себя и Меня в качестве сопредседателей. По мнению яблочников, Лукин вообще не имел права не только менять текст, но и подписывать от имени "Яблока" документ, поскольку он уже полгода не являлся руководителем областного отделения. Кроме того, недовольство явлинцев вызвало выдвижение Меня, который в январе 2000, после своего избрания вице-губернатором области, вышел из "Яблока".
(Коммерсант, 13 января 2001)


Также данная персона представлена в следующих разделах:


Последние изменения:
15.04.2011 15:43 Максим
15.04.2011 15:42 Максим

Время генерации страницы: 0.1327211856842