Lobbying.Ru Лоббистские кампании Отрасль 'Реклама' кампания 'Общественная палата поднимает цензуру на щит'

Лоббистская кампания | кампания 'Общественная палата поднимает цензуру на щит'

Краткое описание:

История вопроса: 4 апреля 2010 представитель рабочей группы Общественной палаты по совершенствованию законодательства Елена Зелинская заявила, что палата намерена инициировать поправки в действующий закон "О рекламе",  ужесточающие требования к социальной рекламе: палата хочет добиться создания общественного совета, который будет фактически осуществлять предварительную цензуру некоммерческих рекламных проектов. Так Общественная палата отреагировала на скандальную кампанию против курения, когда в российских городах появились билборды с изображением сигареты, потушенной о спину ребенка. Гнев общественности вызвала рекламная кампания под названием "Все равно?!", которую в январе 2010 года начали украинский коммуникационный холдинг "Группа АДВ" и российский оператор наружной рекламы News Outdoor. В Москве столичный комитет по рекламе обратился в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с просьбой проверить рекламу на соответствие закону. ФАС вынесла вердикт, что "распространение такой информации противоречит федеральному закону "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"", где сказано, что ребенок должен быть огражден "от пропаганды, наносящей вред его здоровью". Щиты были демонтированы, однако вместо них появились другие, где женщина режет себе вены сигаретой.

Аналитика:  Очевидно, что такая активность в области табачной отрасли не напрасна. С одной стороны очевидны лоббистские интересы табачных структур и по некоторым оценкам часть антитабачной рекламы контролируется как раз табачным лобби. Дело в том, что социальная антиреклама действует весьма избирательно и специфично. Некурящий человек, например, просто ее не замечает, для него это просто фон. Что касается зависимого от курения человека, то ему абсолютно все равно, в каком контексте увидеть вожделенную сигарету: в форме красивой рекламы или же грозного предупреждения. В любом случае, знакомый образ обязательно вызовет у него непреодолимое желание закурить. Более того, эксперты считают, что у заядлого курильщика уже отсутствует рациональное понимание полезного или вредного для здоровья, поэтому напоминание в любой форме вызовет у "зависимого" приятные ассоциации. С другой стороны налицо столкновение интересов крупных рекламных компаний, получающих от государства дотации за размещение социальной рекламы. Таким образом, инициирование любого рода цензуры на рекламу как "за" так и "против" является всего лишь еще одним рычагом влияния лоббистов табачной и рекламной сферы. Права законодательной инициативы у Общественной палаты нет. Однако она проводит экспертизу всех законопроектов и может вносить свои рекомендации относительно их содержания. Госдумой еще в 2008 году в первом чтении принят законопроект "О внесении изменений в статьи 10, 30 и 38 "О рекламе"", оговаривающий порядок и механизм размещения социальной рекламы. Возможно, Общественная палата будет рекомендовать создание контролирующего органа в рамках именно этого законопроекта и таким образом лоббировать или блокировать интересы соответствующих структур.

Противники: "Если будет структура, которая будет осуществлять цензуру, то это противоречит всем нормам демократического государства",- заявляют эксперты.
Международная практика показывает, что содержание социальной рекламы везде утверждают общественные советы,  а у нас постер с сигаретой и младенцем формально закону "О рекламе" соответствовал. ФАС пристально следит, чтобы коммерческая реклама не раздражала общество, но с трудом может влиять на социальную рекламу.

Сторонники: Общественная палата и уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Павел Астахов выступили с заявлениями, что эта реклама провоцирует насилие. В ряде городов местные власти настояли на том, чтобы щиты были демонтированы. В компании News Outdoors заявили, что им тоже "отвратительно действо, изображенное на постере". Однако, по словам управляющего директора компании Максима Ткачева, постеры были демонтированы не по решению ФАС, а потому что кампания завершилась.


Ключевые статьи:

Время генерации страницы: 0.04709005355835