Lobbying.Ru Лоббистские кампании Отрасль 'Другое' кампания 'Введение механизма экономической ответственности туроператоров перед потребителями туристических услуг'

Лоббистская кампания | кампания 'Введение механизма экономической ответственности туроператоров перед потребителями туристических услуг'

Краткое описание:

Дата и содержание последнего события: 9 сентября 2008 года в Госдуму был внесен законопроект о внесении изменения в статью 17-2 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в части увеличения размера финансового обеспечения деятельности туроператоров. 28 июня 2009 года закон был принят, что позволило увеличить финансовое обеспечение деятельности туроператоров с 10 миллионов рублей до 100 миллионов рублей.

История вопроса: В 2007 году в Федеральный закон «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» были внесены изменения, направленные на формирование механизма экономической ответственности туроператоров перед потребителями туристических услуг. Законодательно введено финансовое обеспечение в размере 10 миллионов рублей ответственности туроператора в сфере международного туризма. Это вызвало много протестов со стороны малого и среднего турбизнеса. На практике и этих 10 млн оказалось мало, проблемы возникли при банкротстве туроператора, чьи обязательства многократно превышали законодательно установленный объем финансового обеспечения в размере 10 миллионов рублей. В частности, при банкротстве туроператора «Детур» летом 2008 года пострадавшими оказались тысячи туристов. Страховая компания РОСНО, имеющая договор страхования ответственности в размере 10 миллионов рублей с туроператором «Детур», уже приступила к выплате страховых возмещений потерпевшим. Однако объем поданных претензий от потерпевших туристов уже превышает установленную договором страховую сумму, а количество обращений увеличивается ежедневно.

Аргументация лоббистов: Законопроект имеет двуединую задачу: повышение уровня защищенности прав потребителей туристических услуг и создание более выгодных условий для туроператоров, работающих в сфере внутреннего туризма. Согласно поправкам в закон, предлагается создать определенного рода «подушку безопасности» для российских туристов, установив уровень обеспечения финансовых гарантий для крупных компаний, работающих с зарубежными турами, в размере 100 миллионов рублей. Регулируя отношения в сфере туристического бизнеса, мы должны стремиться к тому, чтобы уровень защищенности туристов за рубежом и внутри страны был одинаково высоким.

Противники: Заявленные 100 миллионов рублей в качестве финансовой гарантии для малого, среднего и части крупного регионального турбизнеса не являются реальной цифрой. Претензии, в первую очередь, по сумме: 100 млн. рублей – сумма должна определяться в зависимости от объема выручки туроператора. У малых, средних и больших туроператоров разные степени ответственности. Также в качестве аргумента был озвучен механизм применения схем финансовой ответственности для въездного туризма. Важный момент градации фингарантий для выездного, въездного и внутреннего туризма. «То, что для компаний, принимающих иностранных туристов, ввели такие же гарантии, как и для тех, кто работает на выезд, - это варварство, не виданное в мире», - заявил президент Российского союза туриндустрии – Сергей Шпилько. По его мнению, опыт применения системы фингарантий доказал правоту тех, кто изначально не поддерживал модель регулирования на въездном направлении и утверждал, что такой подход фиктивен. По данным экспертов за весь период работы новой нормативно-правовой системы в сфере туризма (с июня 2007г.) не было ни одного обращения со стороны иностранных туристов по страховому покрытию. «Никто из законодателей не учел тот факт, что принимающие российские компании заключают договора не с иностранным туристом напрямую, а с иностранным туроператором, который, в свою очередь, - с иностранным туристом», - подчеркнул С.Шпилько. Таким образом, претензии по поездке иностранный турист высказывает своему оператору и судится, соответственно, с компанией в своей стране.

Сторонники:
По оценке экспертов введение механизма экономической ответственности туроператора заметно повлияло на ситуацию на рынке туристических услуг. В частности, уменьшилось число псевдо туроператоров, которые собирали деньги с туристов, якобы, на чартерный рейс, на международный курорт, а затем с этими деньгами исчезали. Кроме того, заметно уменьшилось число судебных исков к туроператорам, так как основные конфликты решаются на досудебном уровне. Поскольку речь идет о туроператорах, и небольшие фирмы могут работать турагентами, то для стимуляции внутреннего туризма установлен барьер в 500 000 руб.

Последствия для отрасли: Лоббизм интересов тех, кому выгодна монополизация рынка теперь уже в первую очередь и страховщиков, которые увеличили свои обороты за счет повышение ставки клиентов и обязательного страхования рисков в туриндустрии. По оценке РСТ, туроператоры выплатили страховым компаниям за время существования финансовых гарантий более 400 млн руб., тогда как страховые компании выплатили туристам порядка 30-40 млн руб., то есть где-то 10% от отчислений со стороны туроператоров.
Первая цель закона была - вытеснить с рынка малых и средних игроков, это случилось тогда, когда был принят законопроект, устанавливающий размер фингаранитий в 10 млн. руб. После того, как отсеялись мелкие и средние предприниматели, начался передел страхового рынка. В перспективе на рынке останутся два-три десятка крупных туроператоров, далее последует «сговор в ценах» и монополизация рынка в том числе и страховой индустрии.


Ключевые статьи:

Время генерации страницы: 0.084146022796631