Lobbying.Ru Лоббистские кампании Отрасль 'Финансово-банковский сектор' кампания 'Банковское лобби против платежных терминалов'

Лоббистская кампания | кампания 'Банковское лобби против платежных терминалов'

Краткое описание:

Суть вопроса
Закон о банках и банковской деятельности, внесенный в Государственную Думу в начале 2006 года, исключает прием платежей за коммунальные услуги, жилье и связь из перечня банковских операций, а также позволяет самостоятельно принимать платежи не только банкам, но и другим компаниям, включая торговые сети и сотовых операторов.
Как известно, в основном в банках комиссия за принятие и перевод коммунальных платежей или платежей связи не ниже 2–3%, а иногда доходит до 5%. По оценкам гендиректора "Интерфакс-ЦЭА" Михаила Матовникова объем платежей населения за услуги ЖКХ в 2006 году составит порядка 560 млрд. руб. По оценкам автора поправок, председателя банковского комитета Госдумы Владислава Резника, рынок этих услуг потянет на сумму около 100 млрд. рублей в год. Но весь этот рынок сегодня прочно контролируют лишь четыре-пять компаний, принимающих платежи населения. Расставаться с этим пирогом банкиры, конечно, не хотят.

Ход событий
25 января 2006 года Государственная Дума приняла в первом чтении поправки в статью 5 закона "О банках и банковской деятельности", который придает статус небанковских операций платежам физлиц за жилье, коммунальные услуги и услуги связи. В ходе голосования на этапе первого чтения оппоненты законопроекта оказались в меньшинстве: 83 против 316. Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян после голосования пообещал объяснить депутатам и сенаторам "нецелесообразность законопроекта", а если понадобится - "организовать вето президента". Раскрывать свои секреты лоббизма он отказывается. "Как это будет происходить - увидите",- заявляет Тосунян.
5 июля 2006 года Государственная Дума приняла во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и в статью 37 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"", так называемый законопроект "по коммунальным платежам и услугам связи". В последний момент в документ была включена поправка, на которой настаивали банки - лидеры рынка коммунальных платежей, обязывающая магазины заключить с банком агентский договор.
7 июля 2006 года депутаты приняли в третьем чтении закон о внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и статью 37 Закона РФ "О защите прав потребителей". Тем самым был достигнут компромисс между небанковскими и банковскими учреждениями, в результате которого рынок платежей был разделен. Небанковским учреждениям теперь придется заключать договор с кредитной организацией и открыть там отдельный счет, с которого и будут переводиться внесенные плательщиком средства. В свою очередь банк должен будет заключить отдельные договоры с поставщиками тех услуг, оплату которых принимают магазины. Например, с дирекциями единого заказчика (ДЕЗами).


Субъекты лоббирования
Авторы поправок председатель банковского комитета Госдумы Владислав Резник, председатель финансового комитета Совета федерации Сергей Васильев, председатель комитета Госдумы по экономполитике Валерий Драганов. Законопроект поддержан Министерством финансов, Министерством связи, Министерством экономического развития, Федеральной службой по финансовому мониторингу, Федеральной антимонопольной службой. Приведем аргументы сторонников законопроекта.

Представляя законопроект на пленарном заседании палаты, председатель Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам В.М. Резник отметил: "Банки как принимали платежи, так и будут принимать их впредь. Будет лишь обеспечено право выбора для поставщика, через кого осуществлять прием соответствующих платежей: через банк, как многие привыкли, либо через иную организацию путем заключения соответствующего договора поручения. Таким образом, по мнению авторов законопроекта, будет создана здоровая конкурентная среда на рынке приема платежей, и, следовательно, величина той маржи, которая ныне монопольно устанавливается банками, может стать инструментом конкурентной борьбы, а значит, это приведет к снижению сумм, оплачиваемых населением".

Депутат Н.И. Сапожников: Думаю, что критерий при оценке законопроекта должен быть совсем другим: отвечает ли концепция предложенного законопроекта, которую мы сегодня рассматриваем, интересам большинства наших избирателей? На наш взгляд, законопроект, который представлен комитетом, отвечает на этот вопрос положительно.

Депутат П.Б. Шелищ сказал, что во всем мире банки когда-то брали чрезвычайно высокий процент за эту самую массовую операцию из всех, которыми они занимаются. И положить этому конец удалось только путем создания конкурентного рынка приема платежей населения по массовым услугам. "По моим подсчетам, — сказал П.Б. Шелищ, — Сбербанк зарабатывает сегодня от полумиллиарда до миллиарда долларов на приеме этих платежей совершенно необоснованно".

Субъекты антилоббирования
Главными противниками законопроекта является банковское сообщество в лице своей профессиональной организации Ассоциации российских банков (АРБ).
Поддержал банкиров и Центральный банк. Так первый зампред ЦБ Андрей Козлов заявил, что после перевода платежей в разряд небанковских эта услуга будет облагаться НДС в размере 18% и окажется дороже для потребителей.
Однако, прежде всего, принятый закон ударит по интересам Сбербанка РФ, так как именно он занимает монопольное положение на рынке приема платежей за услуги связи и ЖКХ. Председатель банковского комитета Госдумы Владислав Резник озвучил следующие цифры: по данным исследования, проведенного в шести регионах России, 78% домохозяек проводят коммунальные платежи через Сбербанк, а в Москве этот показатель достигает 97%. При этом 58% клиентов Сбербанка недовольны качеством обслуживания, жалуются на длинные очереди и большие временные затраты при оплате услуг ЖКХ.
Банковскому сообществу удалось найти поддержку и на депутатском уровне. Приведем наиболее интересные моменты стенограммы выступлений при прохождении законопроекта через процедуру первого и второго чтения.

Более вредное решение, чем предложенное в законопроекте, по мнению депутата А.В. Митрофанова, трудно себе представить: "Из управляемой банковской системы, в том числе системы Сбербанка, где есть огромная "подушка денег", где есть служба безопасности, которая контролирует деятельность, это все перейдет в торговую сеть, и не только… Сразу возникнет криминальная среда, возникнут какие-то структуры по вышибанию коммунальных платежей, полукриминальные магазины".

Депутат В.А. Овсянников попросил В.М. Резника ответить на вопрос о том, как будет рассчитываться НДС в случае принятия законопроекта.

У депутата О.В. Шеина законопроект вызвал сразу несколько вопросов. Во-первых, сказал он, граждане нашей страны платят ежегодно только за жилищно-коммунальные услуги порядка двух триллионов рублей. Это больше, чем консолидированные бюджеты всех субъектов Российской Федерации, включая город Москву, вместе взятые. Однако Государственной Думе не представлено мнение регионов о законопроекте. Хотя именно губернаторы и местные законодательные собрания, а вовсе не Государственная Дума отвечают за своевременную поставку коммунальных услуг населению.
Вопрос второй: где гарантии того, что те фирмы, которые заявят, что они теперь обладают возможностью и правом собирать деньги за услуги ЖКХ, действительно имеют соответствующие договоры с поставщиками коммунальных услуг? Что, людям будут показывать эти договоры в ларьках, в киосках, в магазинах? Как они смогут убедиться, что эти договоры являются действительными? На самом деле гарантий нет, считает депутат.
И третий вопрос. Допустим, появляются некие непонятные посредники с уставным капиталом порядка 10 тысяч рублей, которые через соответствующие договоры с муниципальными коммунальными организациями, заключенные по команде не очень честного, скажем, мэра города, будут собирать деньги за жилищно-коммунальные услуги в объеме десятков и сотен миллионов рублей. По мнению депутата, это не очень корреспондируется с Жилищным кодексом. "У нас ведь по Жилищному кодексу Российской Федерации, — сказал О.В. Шеин, — с 1 января 2007 года вводится система управляющих организаций, то есть частных фирм, разного рода ООО, которые именно и будут как бы оптовыми поставщиками коммунальных услуг населению. И эти ООО будут решать, кто будет собирать деньги за услуги ЖКХ с населения, а кто не будет. Таким образом, мы вводим две категории посредников, после чего возникает соответственно большой вопрос: а где гарантии того, что до коммунальщиков эти деньги дойдут?"

Итог: После бурных дискуссий Дума приняла закон в трех чтениях. 25 ноября 2009 года Совет Федерации одобрил поправку к закону о платежных терминалах. Борьба шла до самого последнего момента: накануне пленарного заседания финансовый комитет верхней палаты склонялся к тому, чтобы перенести рассмотрение документа на 16 декабря. Противники законопроекта могли бы использовать паузу для его торпедирования. Это решение было переиграно только в последний момент — к глубокому удовлетворению владельцев терминалов.


Ключевые статьи:

25 ноября 2009

Лоббисты против платежных терминалов: кто кого


Павел Толстых, Руководитель Центра по изучению проблем бизнеса и власти, о борьбе за поправки к закону о платежных терминалах

27 октября 2009

Из терминалов возьмут оборот


Банк России и ФНС обменяются информацией о движении наличности

11 сентября 2009

Платежные терминалы сдают кассу


25 июня 2009

Хитрый прием


Статья Олега Хохлова

09 апреля 2009

Платежным терминалам нужен статус


О нем Госдума спорит с Советом Федерации

02 апреля 2009

Уличные платежи оставят без присмотра


Совет федерации отклонил закон о платежных терминалах

02 апреля 2009

Депутаты обвинили сенаторов в "неприкрытом банковском лобби"


При принятии закона об осуществлении платежей через платежные терминалы

25 июня 2008

Терминалы грозят криминалом


ЦБ считает, что депутаты создают параллельную банковскую систему

18 июня 2008

Спецсчета для терминалов


РСПП борется с "обналичкой"

09 июня 2008

Банк России получит небанковские платежи


ЦБ будет регулировать работу терминальных сетей

16 ноября 2007

Платежным терминалам объявили амнистию


Минфин, ЦБ, ФАС и МВД договорились, что участники рынка мгновенных платежей могут работать по старой схеме, без заключения договоров с банками. Этого оказалось достаточно, чтобы депутаты перенесли на февраль срок рассмотрения аналогичных поправок к закону "О банках и банковской деятельности"

10 июля 2006

Квартплата через гастроном


Торговые сети станут агентами банков

06 февраля 2006

Гарегин Тосунян пугает Думу Владимиром Путиным


Несмотря на протесты банков, Дума приняла в первом чтении поправки в ст. 5 закона "О банках и банковской деятельности"

26 января 2006

Небанковское дело


Несмотря на активное противостояние банковского лобби, Госдума приняла в первом чтении законопроект, разрешающий принимать платежи за коммунальные услуги и связь организациям без банковской лицензии

Время генерации страницы: 0.080672979354858