Lobbying.Ru Лоббистские кампании Отрасль 'ТЭК' кампания 'Принятие закона "Об экспорте газа"'

Лоббистская кампания | кампания 'Принятие закона "Об экспорте газа"'

Краткое описание:

Дата вступления закона "Об экспорте газа" в силу: 19 июля 2006 года.
Предмет закона: Согласно закону "Об экспорте природного газа" за "Газпромом" закрепляется исключительное право экспортировать добытый в стране газ. Принятие этого закона закрепило существующий тренд развития российской газвоой отрасли и дало новый толчок процессу усиления прямого контроля "Газпрома" над независимыми добывающими компаниями.
Субъект права законодательной инициативы: Основными инициаторами документа явились депутаты Государственной Думы Валерий Язев и Юрий Липатов - председатель и заместитель председателя Комитета Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи. Впоследствии принятие закона активно поддерживали депутаты других фракций: Владимир Жириновский, Николай Сапожников, Николай Безбородов и Иван Харченко.
Анализ закона:  монопольный экспортером голубого топлива "Газпром" де-факто был всегда. В отсутсвие законодательных ограничений "Газпром" не пускал в экспортную трубу независимых производителей, ссылаясь на отсутствие мощностей. В итоге независимые производители  газа половину добычи вынуждены были продавать на внутреннем рынке по цене 39 долларов за 1000 кубометров (цена в Европе - 275 долларов), еще 40% "Газпрому" по цене вдвое меньшей, а 10% - промышленным потребителям по регулируемой цене. Как посчитала аналитик "Альфа-банка" Аниса Редман: "Если бы независимые производители, как и "Газпром", продавали внутри страны 70% газа, а остальное могли экспортировать, они получили бы прибыль в 4$ млрд".
Принятие Закона об экспорте газа, как оказалось в дальнейшем, отразилось не только на независимых производителях газа (которые уже приняли тренд развития газовой отрасли и с монополистами не связывались), но в гораздо большей степени на нефтяных компаниях. "Газпрому" удалось перехватить у нефтянников экспорт сжиженного углеводородного газа (пропан-бутана), используемого для бытовых нужд населения, и газового конденсата.
В 2005 году нефтяники экспортировали 1,6 миллиона тонн пропан-бутана в СНГ, страны Балтии, Финляндию, Венгрию, Польшу, Словакию и Турцию. Этот газ в среднем стоил 550-560 долларов за тонну, а значит, общий объем экспорта составил 880-900 миллионов долларов. Экспорт газового конденсата в 2005 году стоил 1,3-1,6 миллиарда долларов. Общая цена вопроса - 2,2-2,5 миллиарда долларов.
С тех пор, как рассматриваемый закон был принят, "Газпром" противится любым изменениям. Экспорт - это источник доходов "Газэкспорта", который может обслуживать нефтянников, зарабатывая на комиссии. Сложившуюся ситуацию делает особенной еще и то, что в конфликте не хочет участвовать ни одно из профильных ведомств. По словам одного чиновника, никто "не хочет оказаться втянутым в конфликт, который может неизбежно возникнуть между [председателем совета директоров "Роснефти" Игорем] Сечиным и [ее президентом Сергеем] Богданчиковым, с одной стороны, и  [представителем "Газпрома" Алексеем] Миллером и [вице-премьером Дмитрием] Медведевым - с другой". Об этом наглядно свидетельствует ход событий и сложившаяся патовая ситуация.
Необходимость корректировки закона стала очевидной, когда таможня приостановила экспорт СУГ и другой продукции нефтехимии, в том числе пропан-бутановой смеси. Кризис с экспортом СУГ продолжался всю осень 2006 года, пока МЭРТ и Минпромэнерго не направили в таможню разъяснения о сфере действия закона. Тогда же было принято решение внести в закон соответствующие поправки, прямо исключающие СУГ из-под его действия.

Дата важного изменения: 22 мая 2009 года правительство поддержало предложение ФАС о внесении поправок в закон «Об экспорте газа», подразумевающих выведение из-под действия закона СУГ и СПГ.

С 2006 года ФАС занимается проектом постановления о недискриминационном доступе к газопроводам «Газпрома».В частности ФАС предложила сохранить монополии "Газпрома" на экспорт природного газа и СПГ, но обязывают его поделиться прибылями от экспорта с независимыми производителями газа. В поправках, инициированных ведомством описан механизм участия независимых производителей в экспорте природного газа, предполагающий сохранение «единого экспортного канала» и распределение доходов от экспорта газа пропорционально добыче, то есть фактическое открытие доступа независимым производителям к единому экспортному каналу.
«Газпром экспорт», в свою очередь, заявил о необходимости расширить в законе понятие «газ», добавив топливо, «вырабатываемое газо- и нефтеперерабатывающими организациями», сделав тем самым заявку на право единолично вывозить еще и продукты газо- и нефтепереработки, зарабатывая дополнительно $1,2 млрд в год.

Сторонники новой редакции Закона "Об экспорте газа": законодательная инициатива выгодна всем участникам рынка: производителям СУГ, трейдерам, транспортно-логистическим структурам (например, «Мактен-Нафта» - оператор крупнейшего в России терминала по перевалке СУГ в Темррюке): последние годы ей не удавалось загрузить свои мощности даже на половину, так как Газпром экспорт предпочитал другие каналы отгрузки. Новая редакция закона «Об экспорте газа» хорошо ложится в канву развития экспортных операций «Сибур Холдинга». (Компания получила положительное заключение Главгосэкспертизы по реализуемому проекту строительства терминала для экспорта СУГ в Усть-Луге). При этом «СИБУР» является давним партнером «Газпромэкспорта» по реализации СУГ). Теперь «СИБУР» сможет самостоятельно осуществлять поставки сжиженных газов на мировые рынки в обход структур газовой монополии.

Противники: независимые производители газа (НК "Лукойл", "ТНК-ВР", "Новатэк") и нефтяные компании, производители газового конденсанта и попутного газа. Больше всего от введения закона пострадали "Сургутнефтегаз" и "Лукойл", на которые приходилась львиная доля добычи и экспорта газового конденсата, а также "Новатэк", "Роснефть", Южно-Уральская промышленная группа.

Дата последнего события: 30 ноября 2013 года Президент РФ Владимир Путин подписал закон, разрешающий экспорт сжиженного природного газа (СПГ).

Ход событий:

5 июня 2006 года в Государственную Думу внесен законопроект №305993-4 «Об экспорте газа». Согласно законопроекту за собственником Единой системы газоснабжения (ЕСГ) или ее дочернему обществу закрепляется исключительное право экспортировать добытый в стране газ. При этом ЕСГ закреплена в госсобственности и передана в управление «Газпрому» указом президента в 1992 году. Субъект права законодательной инициативы: депутаты Государственной Думы В.А.Язев, Ю.А.Липатов, В.В.Жириновский, Н.И.Сапожников, Н.М.Безбородов, И.Н.Харченко, Е.Н.Заяшников.

16 июня 2006 года Государственная Дума рассмотрела законопроект в первом чтении. Представлял законопроект председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи В.А. Язев. В своем выступлении он говорил о национальных интересах, вредности конкуренции на зарубежных рынках и усиливающимся давлении на Россию со стороны международных энергетических корпораций. Учитывая важность вопроса, депутат предложил принять законопроект сразу в первом чтении и в виде закона, исключая процедуры второго и третьего чтений. На вопрос депутата от КПРФ В.А. Купцова «чем вызвано спешное принятие этого закона без второго и третьего чтений, без заключения учёного совета, без заключения правительства?», Язев ответил буквально следующее: «срочность определяется тем…. Вот у меня есть опасение, как бы в ходе переговоров о вступлении России в ВТО не заставили нас, не уговорили ратифицировать договор к Энергетической хартии, который раскроет газотранспортную систему. Принятие же такого закона уменьшит их аппетиты…»

5 июля 2006 года Государственная Дума приняла сразу во втором и третьем чтении закон «Об экспорте газа». Все 15 поправок, предложенных депутатами ко второму чтению, были отклонены комитетом по энергетике, транспорту и связи, так как, по словам председателя комитета Валерия Язева, они «противоречили концепции законопроекта».

7 июля 2006 года Совет Федерации рассмотрел закон «Об экспорте газа». Представлял закон первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности В.К. Гусев. Сенатор обратил внимание на то, что в ряд депутатов Государственной Думы опасаются того, что закон будет применяться в отношении пропан-бутановой фракции, однако, по его убеждению, закон на это распространяться не будет. В итоге закон поддержали 128 сенаторов, при не голосовавших 50.
19 июля 2006 года президент подписал закон «Об экспорте газа» и 1 августа он вступил в силу.

С 18 августа 2006 года таможня перестала оформлять экспортные сырьевые грузы, в названиях которых присутствует слово «газ». В результате экспорт газового конденсата и пропан-бутана фактически остановлен. Это вызвало волну негодования в нефтяных компаниях. По их мнению, закон «Об экспорте газа» слишком широко трактуется на таможне. Вместе с тем Министерство экономического развития, которое занимается лицензированием экспорта в рамках нового закона, так и не смогло выработать внятную позицию, а остальные ведомства просто самоустранились от процесса.

В конце августа главы крупнейших холдингов, включая руководителя газпромовской «дочки» - «Газпром нефть» Александра Рязанова, направили письмо на имя премьер-министра Михаила Фрадкова с просьбой поправить новый закон об экспорте газа, чтобы нефтяникам разрешили самим продавать газовый конденсат и сжиженный нефтяной газ. Письмо подписали В.Алекперовов (президент «Лукойла»), С.Богданчиковов («Роснефть»), В.Богданов («Сургутнефтегаз»), Р.Дадли (ТНК-ВР), М.Гуцериев («Русснефть»), Ш.Тахаутдиновым («Татнефть»), президент «Газпром нефти», зампред правления «Газпрома» А.Рязановым.

В начале сентября чиновники, наконец, нашли в себе силы заступиться за экспортеров сжиженных углеводородных газов (СУГ). Временно исполняющий обязанности министра экономического развития Виталий Савельев и замминистра промышленности и энергетики Андрей Реус направили премьер-министру Михаилу Фрадкову письма, в которых предложили оставить под действием закона «Об экспорте газа» только «газ природный сжиженный» и «газ природный в газообразном состоянии».
Нечеткие формулировки закона были дополнены официальным разъяснением по этому вопросу. Минэкономразвития в письме в ФТС разъяснило, что газовый конденсат – это жидкость, поэтому не подпадает под действие закона об экспорте газа, и монополия на экспорт не должна распространяться на вывоз пропан-бутана и газового конденсата.

Однако Правительство в середине сентября поручило профильным ведомствам самим разобраться с проблемой остановки экспорта сжиженных углеводородных газов (СУГ) компаниями, не входящими в структуру «Газпрома». Теперь МЭРТ, Минпромэнерго и ФТС придется еще раз провести совещание по этому вопросу. Источники затруднились сообщить, когда может быть принято какое-либо решение.�� Учитывая чиновничью логику, разрешить этот вопрос без внесения законодательных поправок будет не просто.

В апреле 2007 года экспертный совет ФАС предложил внести изменения в Закон «Экспорте газа».

Справка
У службы две основные поправки:
Во-первых, ФАС предлагает уточнить понятие «газ». Монополия «Газпрома» должна распространяться только на природный и сухой отбензиненный газ.
Во-вторых, «Газпром» должен делиться экспортной выручкой с другими производителями, как если бы они тоже имели право на экспорт. Для этого монополия и ее «дочки» должны покупать у других компаний газ «для поставки <..> на экспорт», гласит законопроект. По какой цене и в каких объемах — в проекте поправок не указывается. Но уточняется, что в общем объеме экспорта «независимый» газ должен занимать такую же долю, что и в общей добыче (и только сами продавцы могут снижать эту долю, если есть контракты с другими потребителями).

Мнение
Может быть применена формула, по которой Федеральная служба по тарифам (ФСТ) считает будущую российскую цену газа. Эта формула, как предполагается, должна применяться в 2011-2013 гг. для перехода на равную доходность экспортных и внутренних продаж газа: средняя европейская цена «Газпрома» минус 30%-ная экспортная пошлина и разница в затратах на транспорт и хранение.

Внесение поправок в правительство не однократно откладывалось. Так, в апреле 2007 года подготовить поправки планировалось к лету-осени 2007 года, затем сроки были перенесены на май 2008 года.

В марте 2008 года согласно распоряжению премьера Виктора Зубкова, Правительство поучило ФАС разработать и к маю 2008 года внести в правительство проект поправок к закону "Об экспорте газа". В соответствии с утвержденным "Планом действий" правительства законопроект должен был быть внесен в Госдуму еще в июне 2008 года, в качестве соразработчиков проекта выступили ФАС, Минпромэнерго, МЭРТ и Федеральная таможенная служба. Помимо прописанного в поправках механизма участия независимых производителей в экспорте природного газа (ФАС предлагает "Газпрому" вернуть независимым производителям разницу между внутренними и мировыми ценами за вычетом таможенных пошлин, транспортных расходов и агентской комиссии) в законопроекте предлагается распространить действие закона только на метан и вывести из-под его действия остальные сжиженные углеводороды (СУГ).

В начале марта 2008 года «Газпром» отреагировал на предложенные ФАС поправки. В частности зампред правления компании, гендиректор «Газпром экспорта» Александр Медведев в начале марта написал письмо в департамент отраслевого развития правительства, в котором выражалось мнение о том, что поправки, инициированные ФАС излишни, а также говорилось о необходимости расширить в законе понятие «газ», добавив топливо, «вырабатываемое газо- и нефтеперерабатывающими организациями». Фактически это была заявка на право единолично вывозить еще и продукты газо- и нефтепереработки, зарабатывая дополнительно $1,2 млрд в год.

В конце июля 2008 года новую редакцию поправок одобрили Минэкономразвития и Федеральная таможенная служба (ФТС). Минэнерго частично поддержал предложения ФАС, внеся определенные коррективы, которые уже станет рассматривать правительство. Минэнерго считает, что предложения ФАС по распределению экспортной выручки не актуальны: в 2011-2013 гг. российские цены на газ и так должны сравняться по доходности с экспортными ценами «Газпрома».

В декабре 2008 года правительство заморозило поправки в закон об экспорте газа и правила равного доступа к газотранспортной системе «Газпрома». Документы получили поддержку (проект о доступе лежал на подписи у премьера), но «грянул кризис».

В августе 2008 года премьер Владимир Путин публично сказал председателю правления «Газпрома» Алексею Миллеру, что поддерживает эту идею. Позиция вице-премьера Игоря Сечина — исключительно позитивная.

18 мая 2009 года ФАС передала в президиум Правительства РФ предложения о внесении поправок в закон «Об экспорте газа».

22 мая 2009 года правительство поддержало предложение ФАС о внесении поправок в закон «Об экспорте газа», подразумевающих выведение из-под действия закона СУГ и СПГ. Сжиженный углеводородный газ (СУГ, сырье для нефтехимии) не должен попадать под действие закона «Об экспорте газа», поскольку он производится из нефтяного газа и транспортируется не по единой системе газоснабжения. При этом принятие проекта правил недискриминационного доступа к Единой системе газоснабжения независимых производителей Правительство РФ тогда отложило.

30 ноября 2013 года Президент РФ Владимир Путин подписал закон, разрешающий экспорт сжиженного природного газа (СПГ) не только "Газпрому", но также «Роснефти» и «Новатэку». 

Инициаторами поправок выступили Геннадий Тимченко и Игорь Сечин. Владимир Путин прислушался к их аргументам и в феврале 2013 г. поручил Минэнерго подготовить поправки в закон. Работа над ними велась почти восемь месяцев. Первоначально Минэнерго выступало за то, чтобы газ независимых пошел на рынки АТР и не конкурировал с трубопроводным газом «Газпрома» в Европе. «Роснефть» и «Новатэк» заключили предварительные контракты на поставки газа в Азию. Первоначальная версия законопроекта позволяла претендовать на экспорт СПГ не только «Роснефти» и «Новатэку», но также другим производителям.

 


Ключевые статьи:

03 декабря 2013

Закон о либерализации экспорта газа вступил в силу с 1 декабря


Президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий экспорт сжиженного природного газа (СПГ) для определенных категорий компаний, кроме «Газпрома», имеющего до сих пор монопольное право на экспорт газа.

29 сентября 2009

В России сохранится монополия на экспорт газа


Монополия на экспорт газа в России в ближайшее время будет сохранена, хотя со временем ситуация может измениться

17 июля 2009

Государство выпускает пропан-бутан


Минэнерго направило в правительство свои предложения об отмене госрегулирования цен на сжиженные углеводородные газы

19 мая 2009

"Газпрому" чуть прикроют экспортное окно


ФАС намерена лишить концерн монополии на экспорт сжиженного попутного газа

15 апреля 2008

Нелишний миллиард


"Газпром" лоббирует передачу себе монопольных прав на экспорт продуктов газо- и нефтепереработки

18 марта 2008

ФАС против «Газпрома»


Независимые производители лоббируют допуск к экспорту природного газа

18 марта 2008

ФАС вспомнила об экспортной выручке


К закону "Об экспорте газа" попытаются внести поправки о ее разделе с независимыми производителями

30 августа 2006

Борьба за экспорт газа


Нефтяники пытаются забрать у “Газпрома” торговлю конденсатом

25 августа 2006

ФТС посчитала газом все, что горит


Закон об экспорте газа заблокировал химический экспорт

24 августа 2006

Тотальная монополия


"Газпром" может получить монополию на экспорт газа

07 июня 2006

Один “Газпром”


Один "Газпром" получит право на экспорт

Время генерации страницы: 0.051429986953735