Lobbying.Ru Лоббистские кампании Отрасль 'Транспорт' кампания '«Возобновление программы утилизации автомобилей»'

Лоббистская кампания | кампания '«Возобновление программы утилизации автомобилей»'

Краткое описание:

История вопроса. В 2010-2011 гг. действовала федеральная программа «Деньги в обмен на автохлам», которая в качестве антикризисной меры была нацелена на поддержку отечественного автопрома и обновление автопарка в РФ. Несмотря на то, что программа была исполнено на 99,9% , в 2012 г. правительство решило отказаться от программы  в пользу взимания утилизационных сборов , в последствии направленных на создание и развитие новых предприятий по переработке транспортных средств.
 В апреле 2013 г. Минпромторг объявил о закрытии программы старых автомобилей. В бюджете 2013-2015 гг. не заложено средств на продолжение программы. Тем не менее автопроизводители с 2013 г. продолжают лоббировать возобновление программы утилизации.

Суть программы. Сдав автомобиль старше 10 лет на утилизацию, автолюбитель получал сертификат, дающий право на скидку 50 тыс. руб при покупке нового автомобиля российского производства. За время её действия государство выдало 601 тыс. сертификатов на сумму 30 млрд руб. Благодаря программе производство легковых автомобилей только в 2010 году выросло на 101,4% - до 1,2 млн машин, грузовых автомобилей – на 74,5%, до 70,9 тыс. штук, автобусов – на 23,6%, до 13,8 тыс. штук, легких коммерческих автомобилей – на 51,0%, до 112,1 тыс. штук . В результате в бюджет в виде налогов от автомобильной и смежных  отраслей поступило около 60 млрд. руб. В автопроме рост добавленной стоимости составил около 150 млрд руб. 
Требования к автомобилям, участвующим в программе, были жестко определены Минпромторгом . Выбор автомобиля строго ограничивался перечнем Минпромторга . Наибольшее число сертификатов тогда было использовано для покупки автомобилей "АвтоВАЗ" (около 460 тыс. ед.) и Renault (44,4 тыс.) .

Ситуация на рынке. За январь—июнь 2014 года продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России упали на 7,6%, а по итогам 2014 года падение может составить 12% . Производство грузовых автомобилей в первой половине 2014 года в России снизилось на 21%, до 73 225 машин, по итогам года падение замедлится до 9,6%.  Товарные запасы автодилеров, по оценкам ассоциации "Российские автомобильные дилеры", на 20% превышают их реальные возможности продаж . Автопроизводители настаивают на возвращении к программе утилизации старых авто, которая способствует решению проблем с падающим спросом .

Меры поддержки автопрома. В июле 2014 года правительство приняло запрет на покупку автомобилей для госнужд за пределами Таможенного союза. В июле 2014 года президент Владимир Путин поручил Министерству финансов изыскать средства для субсидирования процентной ставки по кредитам на техническое перевооружение для АвтоВАЗа.
О льготном кредитовании. Одновременно с текущей лоббистской кампанией автопроизводители и автодилеры просят возобновить программу льготного кредитования автомобилей . «Российские автомобильные дилеры» дважды обращались в Минпромторг . Предлагали возобновиться программу и депутаты Госдумы. Соответствующее письмо на имя председателя правительства Дмитрия Медведева в апреле 2014 года отправил первый зампред комитета Госдумы по промышленности, замглавы Союза машиностроителей России Владимир Гутенев . По словам парламентария, в поддержке нуждаются и сами автопроизводители, в том числе, АвтоВАЗ. Данный вопрос прорабатывается в правительстве РФ.

Анализ инициативы. Предполагается, что она будет распространена только в тех субъектах, где выпускаются автомобили (в Татарстане, Москве, Санкт-Петербурге, Ленинградской, Самарской, Нижегородской, Ульяновской, Калининградской, Калужской областях). Программа ориентирована преимущественно на бюджетный сегмент автопроизводителей. Воспользоваться смогут частные лица, владеющие легковыми автомобилями и легким коммерческим транспортом (LCV), и юридические лица, имеющие в собственности подержанные грузовики и автобусы.
Возобновление программы позволит поддержать авторынок - стимулировать продажи и способствовать обновлению автопарка, а также придать дополнительный импульс развитию утилизационной отрасли. Средства на нее могут быть выделены из резервного фонда правительства.

Сторонники: российские («АвтоВАЗ», «ГАЗ», Камаз и др) и иностранные автопроизводители с высоким уровнем локализации (Renault, Ford и др), металлургическая компания РУСАЛ
«АвтоВАЗ»: «Ситуация на автомобильном рынке такова, что необходима поддержка государства. Запуск новой программы утилизации позволит решить как минимум две задачи: обновить автомобильный парк (в стране около 15-16 млн автомобилей старше 10 лет) и стимулировать продажи и производство автомобилей» . 
Renault: «Мы всегда заявляли о нужности данной программы и приветствуем любые меры, которые будут направлены правительством на поддержание работы российского авторынка, особенно учитывая его падение в последние месяцы» .
Группа ГАЗ : "Сейчас наиболее подходящее время для программы утилизации именно коммерческого транспорта. В стране критически устаревший парк LCV, грузовиков, автобусов, а спад продаж сильнее всего именно в сегменте коммерческого транспорта, программа обеспечит тройной эффект: оживит экономику, поддержит спрос, усилит безопасность перевозок, улучшит экологическую обстановку" . 
«Камаз»: «Компания поддерживает все меры, направленные на обновление парка автомобилей. Программу утилизации было бы эффективнее использовать в комплексе мер, включая, например, планируемую замену транспортного налога на автомобили экологическим» .
Первый вице-президент ГК "АвтоСпецЦентр" Алексей Тузов: "Мы все ожидаем экономического роста в 2017 году, и если государство поддержит автопроизводителей уже сейчас, к 2017 году ситуация в отечественном автопроме поменяется коренным образом… В свою очередь мы активно поддерживаем эту инициативу правительства, которая сейчас особенно актуальна для сегмента коммерческого транспорта, где отмечается заметный спад продаж" .
Первый зампред комитета Госдумы по промышленности, замглавыСоюза машиностроителей России Владимир Гутенев: «Я считаю, что надо поддерживать не только ту или иную подотрасль, но и продолжать те программы, которые уже показали свою эффективность. Это касается в том числе и такого инструмента потребительского спроса как выдача сертификата на покупку нового автомобиля взамен старого (утилизационный сбор)» .
Что мешает? В правительстве признают, что программа утилизации нужна, но деньги на нее в федеральном бюджете не предусмотрены. Минфин не видит возможности найти средства на эти цели. Решение о компенсации увеличения расходов федерального бюджета средствами резервного фонда при правительстве  не принято.  

Ход событий
В сентябре 2013 г. Комитет Госдумы по промышленности предложил правительству рассмотреть возможность предоставления скидок на покупку новых автомобилей определенных марок для автовладельцев, сдающих на утилизацию старую машину. Источником для выплаты компенсаций, по мнению депутатов, могут стать средства, полученные в качестве утилизационного сбора . «Мера может стать не только катализатором развития утилизационной отрасли, но и позволит создать дополнительный спрос на российскую автомобильную технику, что поможет компенсировать введение всеобщей уплаты утилизационного сбора для предприятий, не использующих режим «промышленной сборки», — написано в документе . 
30 мая 2014 года губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев попросил президента РФ Владимира Путина запустить программу утилизации автомобилей в регионах, где располагаются крупные автозаводы. Цитата: «Первый квартал нормально начали, но есть некоторые трудности. Был спад потребительского спроса в автомобильной промышленности, в черной металлургии. Я вам писал письмо, вы дали поручение . Может быть, стоит продумать программу утилизации. Это даст нам 10 000 автомобилей дополнительно» .
 В Минпромторге инициативой Валерия Шанцева заинтересовались. Там считают «целесообразным поддержать предложения о реализации региональных программ утилизации в форме предоставления субсидий субъектам РФ с целью стимулирования спроса»  .«Что касается возможных источников финансирования подобных программ, в настоящий момент мы находимся в самом начале процесса обсуждений и консультаций по этому вопросу, и о конкретике говорить пока просто преждевременно», — отметили в министерстве .
В начале августа 2014 года глава Минпромторга Денис Мантуров после встречи с Владимиром Путиным сообщил, что министерство планирует возобновить программу утилизации старых автомобилей. Цитата: «Механизм финансирования процесса утилизации планируется сделать возвратным. Мы намерены согласовать это с Минфином, чтобы такое решение было принято правительством не за счет бюджетных лимитов, как это часто бывает, а за счет дополнительных источников финансирования». По словам министра, программа утилизации будет распространяться сразу на несколько отраслей промышленности . Новая программа утилизации может затронуть не только автопром, но и вагоны, самолеты и суда. Расширение программы отвечает интересам промышленного лобби. Цитата главы ОСК Алексея Рахманова: «Мы можем только приветствовать меры, направленные на развитие внутреннего спроса. Такие меры, как правило, позволяют получить дополнительные доходы в бюджет за счет налоговых поступлений и в то же время обеспечат загрузку российским судостроительным предприятиям» .
В августе 2014 года детали программы находились на стадии обсуждения. Неизвестны конкретные сроки запуска программы и размер суммы, которая будет направлена на ее реализацию .


Ключевые статьи:

25 марта 2015

Трубят новый сбор


Утилизационный сбор, который взимается с автоконцернов, может вырасти на 20-25%, но пострадать должны только импортеры

09 октября 2014

Программа утилизации в сентябре не помогла авторынку


Эффект от господдержки будет заметен в октябре, и только если остановится девальвация рубля

29 сентября 2014

Минпромторг включил в программу утилизации импортные иномарки


Государство компенсирует автопроизводителям даже те скидки, которые сделаны на ввезенные авто

29 августа 2014

Победа лобби автопроизводителей


В России с 1 сентября возобновляется программа утилизации автомобилей

05 августа 2014

Минпромторг услышал промышленное лобби


Министерство предложило вернуть программу утилизации автомобилей, вагонов, самолетов и судов

03 июня 2014

Утилизация авто по госпрограмме


По просьбе лоббистов российских автопроизводителей могут возобновить госпрограмму обмена старых автомобилей на новые со скидкой

14 апреля 2014

Думские лоббисты предлагают поддержать автопром


Парламентарии выступили с предложением продлить успешные программы, стимулирующие покупку российских авто

Время генерации страницы: 0.041337966918945