Lobbying.Ru Лоббистские кампании Отрасль 'Аграрная отрасль' кампания 'Ужесточение регулирования пивоваренной отрасли'

Лоббистская кампания | кампания 'Ужесточение регулирования пивоваренной отрасли'

Краткое описание:

Дата внесения и название законопроекта: 27 октября 2010 года в Государственную Думу внесён законопроект №446351-5 «О внесении изменений в статьи 8 и 11 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в части установления дополнительных требований к производству и обороту алкогольной продукции)».

Дата и содержание последнего события: 6 июля 2011 года Госдума одобрила законопроект во втором чтении.

Субъект права законодательной инициативы: Правительство Российской Федерации, депутаты Государственной Думы В.Ф.Звагельский и А.Н.Ткачев.

Предмет законопроекта: Разработка законопроекта обусловлена необходимостью противодействия нелегальному обороту алкогольной продукции, в большей мере имеющему место в сегменте оптового звена алкогольного рынка. Законопроект направлен на совершенствование процесса получения лицензий для организаций, осуществляющих производство и оборот спирта и алкогольной продукции. Во втором чтении Госдума также одобрила ограничения на продажу алкоголя: с 1 января 2013 года ограничена продажа любого алкоголя, включая пиво, крепостью более 0,5% с 23:00 до 8:00, а также установлен полный запрет на реализацию спиртных напитков в уличных палатках и киосках. Законопроектом вводится запрет рекламы алкоголя на всех видах транспорта. Реклама алкоголя крепостью более 5% разрешается только в специальных изданиях и торговых залах, специализирующихся на их продаже.

Противники:
1) Союз российских пивоваров (СРП) резко критикует законопроект. Производители пива утверждают, что отдельные поправки «не будут способствовать снижению масштабов потребления алкоголя», но создадут на рынке ситуацию правового вакуума и чрезмерного алкогольного давления. Больше всего пивоваров не устраивает введение запрета на продажу в ночное время пива крепостью меньше 5% в нестационарных торговых точках. Пивовары пытались убедить правительство и законодателей, что пиво - особый продукт, спирт в нем образуется путем естественного брожения, поэтому его производство и оборот должны регламентироваться иначе, нежели обычной алкогольной продукции.
2) Малый и средний бизнес во главе с общероссийской общественной организацией «Опора России» выступает против, так как на алкоголь приходится крупная доля продаж в уличных палатках и киосках (около 40%), поэтому многие индивидуальные предприниматели понесут убытки. Президент «Опоры России» Сергей Борисов считает, что без торговли алкоголем содержание торговых палаток и ларьков нерентабельно, поэтому «правительство работает на благо самогонщиков». По мнению Борисова, если закроются нестационарные торговые объекты, то люди в мелких населенных пунктах будут вынуждены ездить за продуктами «за десятки километров». В свою очередь член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин считает ограничение годового оборота пивоварен (для отнесения их к малому бизнесу) суммой в 15 млн. рублей слишком жестким.
3) Некоторые рекламные агентства, в частности те, которые занимаются наружной рекламой, не одобряют законопроект, так как их прибыль уменьшится, потому что пивоваренные компании являются крупными рекламодателями.

Сторонники:
1) Депутат государственной думы Звагельский Виктор Фридрихович, являющийся учредителем кооператива «Артель «Ять», который позже был преобразован в ООО «УК Водочная Артель «Ять» (один из заметных игроков на алкогольном рынке). Звагельского также связывают с ещё одним участником рынка ОАО «Росспиртпром». Пиво является ключевым конкурентом крепкого алкоголя, следовательно, ужесточение продажи пива выгодно для игроков рынка крепкого алкоголя.
2) Росалкогольрегулирование является ещё одним сторонников ужесточения закона, который пытается добиться права внесудебного аннулирования лицензий.
3) Крупные розничные сети также заинтересованы в законопроекте, так как потребителю придется покупать алкоголь только в стационарных торговых точках.

Законопроект также является «первой ласточкой» предвыборной борьбы перед выборами в Государственную Думу и выборами президента РФ. «Единая Россия», таким образом, выдвигает тезис о защите здоровья нации.
Ход событий: 22 февраля 2011 года - в первом чтении принят вариант законопроекта, который вызвал целый ряд нареканий участников рынка, особенно негодовали пивовары. Они возмущались возможным запретом на использование ПЭТ-упаковки, на которую приходится до 50% объема производства, а также предложением ввести обязательное лицензирование их деятельности. Но мини-пивоварни и, соответственно, малый бизнес депутаты предложили вывести из системы обязательного лицензирования. К мини-пивоварням предлагается отнести те, которые производят не более 30 тысяч дал (300 тысяч литров) в год. Назначая этот барьер, депутаты исходили из расчета, что двухлитровая бутыль пива стоит в среднем 100 рублей. Итого оборот пивоваренного мини-завода составит 15 млн рублей.

6 июля 2011 года - состоялось второе чтение законопроекта. Ко второму чтению из поправок был убран запрет на использование полиэтиленовой тары для розлива пива. Кроме того, вводится норма, направленная на борьбу с региональным экономическим сепаратизмом. Органам власти субъектов запретят ограничивать оборот алкогольной продукции на подведомственной территории. Во втором чтении закон смягчился в части лицензирования производства и оборота пива, которое обсуждалось последние полгода — оно пока введено не будет. Но с 1 января 2013 года пивным компаниям нужно будет вести декларирование производства, а также оснастить свои предприятия счетчиками, фиксирующими объем выпускаемой продукции.

Самым главным итогом второго чтения стало введение ограничения продажи любого алкоголя, включая пиво, крепостью более 0,5% с 23:00 до 8:00, а также установлен полный запрет на реализацию спиртных напитков в уличных палатках и киосках. Кроме нестационарных точек алкоголем крепостью более 0,5% будет запрещено торговать на остановках городского транспорта (в том числе в метро), на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, на автозаправочных станциях, объектах военного назначения.

13 июля 2011 года - Союз российских пивоваров обратился с письмом к Президенту РФ Дмитрию Медведеву с просьбой «вернуть законопроект на доработку в Госдуму» из-за «очевидных недостатков, пробелов и противоречий».

20 июля 2011 года – Президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон.

Последствия для отрасли: По итогам 2010 года рынок продаж пива в России оценивается на уровне 200 млрд. руб. Принятие поправок чревато заметными потерями выручки для пивоваров. По заявлению директора по корпоративным связям и информации компании «Балтика» Алексея Кедрина, на нестационарную торговлю приходится примерно 25% объема продаж пива. На ночное время, по оценке пивоваров, приходится еще примерно 1% продаж всего пива. Также можно сделать вывод, что от ограничений продаж пива выиграют производители водки.


Ключевые статьи:

24 апреля 2015

Пиву дали отстояться


Пивное лобби добилось отсрочки подключения отрасли к ЕГАИС на год

15 апреля 2015

Пол-литра от правительства


Несмотря на активные протесты лобби пивоваров, емкость пивных пластиковых бутылок могут ограничить 0,5 литра

15 апреля 2015

Йорген Буль Расмуссен, гендиректор Carlsberg Group


О том, как правительство России само ухудшает отношение иностранных инвесторов

29 марта 2013

Глава "Очаково" обратился к Медведеву


В своем письме он назвал запрет ПЭТ умышленным вредом российским производителям, основанном на популистских заявлениях ангажированных лиц

29 марта 2013

Алюминиевые банки для напитков тоже хотят запретить?


Московское бюро по правам человека направило письмо Дмитрию Медведеву и Геннадию Онищенко с просьбой ограничить использование алюминиевой тары в пищевой промышленности

21 июля 2011

Время для пива


Ради малого бизнеса запрет на ночную продажу пива крепостью менее 5% отложен до 2013 года

14 июля 2011

Пиво просит пощады


Союз российских пивоваров лоббирует наложение вето президентом на пакет правительственных поправок к закону об обороте алкоголя

07 июля 2011

Ларькам дадут время просохнуть


Госдума одобрила во втором чтении ограничения на продажу алкоголя

06 июля 2011

Полусухой закон


Любой напиток, который содержит более 0,5% спирта, будет считаться алкоголем: эти напитки можно будет купить только днем и только в стационарных магазинах

Время генерации страницы: 0.043435096740723